Задания по курсу "Инженерная и компьютерная графика"

2022, I курс ФТИ

2022, I курс ФТИ

1. GIMP

Для выполнения указанных ниже заданий (и в ходе выполнения этих заданий) требуется самостоятельно изучить графический редактор GIMP. Для этого можно использовать, например, Интернет-ресурс https://docs.gimp.org/2.10/ru/

Задание 1. "Пазлы". Используя инструменты редактора GIMP, соберите представленный на рисунке пазл в соответствии с номером вашего варианта. Используя инструменты ретуширования изображений и фильтры добейтесь того, чтобы не было заметно границ между фрагментами собранного изображения.

Задание 2. "Спецэффекты". Используя инструменты редактора GIMP, предназначенные для рисования кривых, для создания градиентов, для работы с текстами и др. создайте изображение, подобное этому. Текст, фигуры, градиенты и спецэффекты могут быть любыми.

Задание 3. "Ретушь". Найдите изображение (скан) какой-либо старой фотографии и отретушируйте его, используя возможности редактора GIMP. Если необходимо, измените представление отретушированной фотографии, например, сделайте коллаж. Представьте результат в виде: "так было" и "так стало".

Задание 4. "Карта Средиземья". Создайте карту в старинном стиле, взяв за основу либо реальную карту какой-либо территории, либо придумав что-то своё. В качестве примера можно посмотреть этот интернет-ресурс (локально - пример готовой карты и текст урока).

2. Научная графика. Язык Python

Для выполнения указанных ниже заданий требуется самостоятельно изучить основы языка Python. Можно использовать любой из доступных Интернет-ресурсов. Мы разместили здесь нашу краткую инструкцию по основам языка Python. Однако сейчас ваша задача - не изучить этот язык в совершенстве, а научиться строить двумерные и трёхмерные графики с использованием команд языка Python. Как это сделать - смотрите здесь.

Задание 1. Постройте график функции по набору экспериментальных точек, известных с определённой погрешностью. Данные следует загружать в программу из текстового файла. Вы можете использовать любые реальные данные - например, взятые из ваших лабораторных работ по физике. Должен получиться график, напоминающий этот.

Задание 2

а) Постройте в трёхмерных координатах такую параметрически заданную кривую: x = t2・sin(t); y = t2・cos(t); z = t(или иную, указанную вам преподавателем). 

б) Постройте трёхмерную поверхность для указанной преподавателем функции двух переменных с использованием возможностей модуля matplotlib либо модуля vispy для языка Python.

в) Дополнительное задание: попытайтесь построить поверхность, заданную параметрически с помощью следующих аналитических функций: 

Параметры u и v изменяются в диапазоне от 0 до 2π, поверхность можно отобразить с помощью метода plot_trisurf модуля Matplotlib. Результат здесь.

3. САПР NanoCAD

Задание 1. "Первый чертёж". Освойте азы работы в типичном интерфейсе CAD-программы, пользуясь справочником по программному продукту и предлагаемым учебным заданием. Выполните пошаговую инструкцию, акцентируя внимание на работе в режиме командной строки. Поскольку версии САПР постоянно обновляются, пошаговая инструкция может значительно отличаться от интерфейса реальной программы. В этом случае рекомендуется проявить смекалку и творческую фантазию. Чертёж должен быть выполнен с соблюдением всех требуемых стандартов технического черчения.

Задание 2. "Деталь". Выполните чертёж детали в формате А3 в соответствии с вашим вариантом:

Задание 3. "Третий вид". На чертеже (см. свой вариант) даны два вида детали. Следует в формате А3 перечертить эти виды и самостоятельно построить третий вид.

Задание 4. "Сечения". Постройте в формате А3 главный вид детали (см. свой вариант), и три сечения (показаны соответствующими плоскостями). Все сечения вынесенные. Сечение А  - в проекционной связи с позицией соответствующей плоскости сечения; сечения Б и В - на свободном поле чертежа. Проставьте все необходимые размеры.

Источник: Сборник заданий по инженерной графике с примерами выполнения чертежей на компьютере / Б. Г. Миронов, Р. С. Миронова, Д. А. Пяткина, А. А. Пузиков. – Москва: Высш. шк., 2003. – 355 с.

4. САПР Компас 3D

Задание 1. "Деталь". Самостоятельно изучите интерфейс САПР "Компас", пользуясь тематической литературой и встроенным учебным примером (меню Компас: Справка / Азбуки / Азбука Компас-График). Затем выполните чертёж детали в формате А3 либо А4 в соответствии с вашим вариантом.

Задание 2. "Деталь в 3D". Самостоятельно изучите режим твёрдотельного моделирования в САПР "Компас", пользуясь тематической литературой и встроенным учебным примером (меню Компас: Справка / Азбуки / Азбука Компас 3D). Выполните трёхмерное моделирование детали в соответствии с вашим вариантом. Размеры на модели проставлять не нужно.

Задание 3. "Проекции". Создайте трёхмерную модель детали, представленной на чертеже (см. свой вариант). Пользуясь возможностями САПР "Компас", автоматически постройте проекции полученной детали (горизонтальную, фронтальную и профильную) в формате A3. На проекциях проставьте все необходимые размеры.

Источник: Сборник заданий по инженерной графике с примерами выполнения чертежей на компьютере / Б. Г. Миронов, Р. С. Миронова, Д. А. Пяткина, А. А. Пузиков. – Москва: Высш. шк., 2003. – 355 с.

5. Тестирование

Для прохождения тестирования следует зарегистрироваться на сайте tests.scilink.ru и выбрать тест по инженерной и компьютерной графике Пикулева В.Б.

6. Курсовой проект

Примерное содержание курсового проекта по дисциплине "Инженерная и компьютерная графика":

Задача: разработать чертежи деталей реально существующего изделия, содержащего резьбовое соединение.

Требования к изделию: оно должно состоять как минимум из двух деталей, причём две детали должны быть соединены между собой с помощью резьбового соединения. Болт и гайка являются примером простейшего изделия, удовлетворяющего поставленным требованиям. Как вариант, в качестве реально существующего изделия можно использовать фрагменты детского конструктора.

Требования к оформлению результатов:

  • Результаты оформляются в печатном либо в электронном виде (в формате Microsoft Word, либо PDF, либо LibreOffice Writer). К документу в обязательном порядке прилагаются чертежи в формате той CAD-программы, в которой велась разработка. 
  • Титульный лист должен соответствовать принятому в настоящее время шаблону для курсового проекта.
  • Второй лист содержит постановку задачи, обоснование выбора программных средств, использованных при выполнении проекта, и фотографию изделия, для которого были разработаны чертежи.
  • Последующие листы содержат чертежи деталей изделия, выполненные в формате А4 в соответствии с требованиями ЕСКД. Каждая деталь вычерчивается на отдельном листе в двух или нескольких видах (количество видов, а при необходимости - разрезов или сечений, выбирается в зависимости от сложности детали). Размеры и характеристики резьб на чертеже должны быть поставлены реальные.
  • Последний лист проекта должен содержать заключение о проделанной работе.

 

 

SandBOX

Пользователи
1
Материалы
29
Кол-во просмотров материалов
27618

© ФТИ ПетрГУ, Пикулев В. Б.