Старинная карта. Как нарисовать карту

Первоисточник: www.progimp.ru

Оригинал: www.gimpuj.info

Рисуем старинную карту

Включите GIMP и создайте новый файл размером 700 x 700 рх. Добавьте новый прозрачный слой и назовите его «Земля (основа) ».

Выберите инструмент «Свободное выделение». В настройках укажите режим «Добавлять в текущее выделение» (клавиша Shift). Рисуем сушу на карте земли, можно добавлять острова.

После того как выделение готово — перейдите в меню «Выделение — В контур» и снимите выделение (Выделение — Снять). Перейдите в панель «Контуры» и включите видимость единственного контура. Редактируя его при помощи инструмента «Контуры» вы сможете получить более качественные и плавные изгибы суши.

После того, как контуры окончательно исправлены — можно залить землю цветом (меню «Выделение — Из контура». Заливаем выделенное цветом #6A3819, меню «Выделение — Снять выделение» ). Видимость контура можно отключить. Дублируйте этот слой (Слой — Создать копию слоя) и назовите его «Реки на земле». Выключите видимость предыдущего слоя «Земля (основа) ».

Теперь мы будем рисовать реки. Добавим новый прозрачный слой. Возьмите инструмент «Контуры» и рисуйте кривые так, как должны выглядеть реки: с плавными поворотами, огибая препятствия и выходя к морю. Напомню, что новый контур можно рисовать, нажимая клавишу «Shift» на клавиатуре.

Теперь проделаем немного странную операцию: конечные точки, соприкасающиеся с морем нужно продлить в океан и сделать там небольшой зигзаг.  Чтобы это сделать, нажмите на конечную точку контура и добавьте несколько линий вот так:

Река не имеет постоянной ширины, она изменяется, попробуем это изобразить. Выберите инструмент «Кисть» с круглой мягкой кисточкой и  задайте ей размер 5–7 пикселей, а непрозрачность — 100%. Теперь обратимся к динамике рисования.

Создайте новую динамику, для этого зайдите в меню «Окна — Стыкуемые диалоги — Динамика рисования» и в открывшемся окне нажмите на значке «Создать новую динамику». В открывшемся окне задайте зависимость «Нажим»  — «Размер» (другие галочки должны быть сняты) и задайте динамике имя «Для карты». Выберите вашу новую динамику в настройках кисти.

Начнем обводить контуры. Выбранные параметры будут гарантировать сужение рек вначале и в конце. И если бы мы раньше не продлили контуры, то река выглядела бы странно:

Для наглядности выбираем белый цвет и переходим в меню «Правка — Обвести контур». В открывшемся окне выбираем «Обвести рисующим инструментом» и обязательно ставим галочку «Имитировать динамику рисования»

Вот результат:

Берега рек получились слишком равными. Мы исправим фильтром «Рябь» (Фильтры — Искажения — Рябь). Фильтр нужно будет применить дважды.

Первый раз: ориентация — по вертикали, период — 37, амплитуда — 1.

Второй раз: ориентация — по горизонтали, период — 74, амплитуда — 4.

При помощи инструмента «Контуры» нарисуйте несколько небольших рек, тем где должны быть притоки, добавив новый слой. Удлините устья так (контуры) так, как делали это раньше.

Уменьшив размер кисти, обведите контуры:

Опять вызываем фильтр «Рябь» и немного изменим устья. Поиграйтесь с настройками. После этого нужно удалить ненужные части рек при помощи ластика или выделив их инструментом «Свободное выделение» и нажав Del на клавиатуре.

Если вы хотите, можете добавить линий. Для обводки лучше использовать кисть с толщиной в 1–2 пикселя.

В местах впадения рек в океан или море река может распадаться на несколько ручьев. Сделайте такие контуры:

Обведите их с заданной шириной штриха (параметр «Обвести линией» ) :

Можете набросать еще несколько линий в 1–2 пикселя:

Настало время для косметических исправлений. Во-первых. мы объединяем все слои рек воедино (Слой — Объединить с предыдущим). Затем мы берем маленькую круглую кисть с жесткими краями и аккуратно прорисовываем плавные изгибы у рек. Следите, чтобы не оставалось острых углов.

Теперь в панели «Слои» нажмите правой кнопкой мыши по слою с реками и выберите из выпадающего меню пункт «Альфа-канал в выделение». После того, как выделение создано, кликните левой кнопкой мыши по видимому слою с землей и нажмите Del на клавиатуре. Отключите видимость слоя с реками (глазик слева от слоя) и в итоге мы должны получить сушу с вырезанными из неё реками.

Теперь нужно добавить объема для суши. Это делается при помощи фильтра «Рельеф» (Фильтры — Карта — Рельеф). Активируйте сушу с вырезанными из неё реками и запустите фильтр. В открытом окне справа вверху есть пункт «Карта рельефа». Выберите в ней тот же слой, что и активен (суша с вырезанными реками). Тип карты: линейный.

Вот настройки для использования: азимут — 102, возвышение — 20, глубина — 21. В итоге получится как-то так:

Примените фильтр «Гауссово размывание» (Фильтров — Размывание — Гауссово размывание) в 1 пиксель к слою с землей.

Создайте фоновый слой и заполните его цветом #6A3819.

После долгой работы у нас есть карта, которую нужно украсить. Для этого мы добавим на нее текстуру. Сделайте альфа-канал в выделение на слое с сушей, создайте копию слоя с сушей и назовите её «Текстура облаков». Pежим — «Перекрытие». Зайдите в Фильтры — Визуализация — Облака — Плазма и повысьте турбулентность до 3,3. Нажатие «Новое зерно» и примените фильтр.

Теперь нужно обесцветить слой (Цвет — Обесцветить). Посмотрите какая настройка обесцвечивания подойдет именно вам, я выбирал «Яркость». Снимите выделение и уменьшите непрозрачность слоя примерно до 55%.

Теперь украсим карту другими текстурами. Откройте в GIMP эту текстуру как новое изображение:

Меню: «Выделение — Выделить всё». Cкопируйте выделенное в буфер обмена и перейдите к изображению с картой. Создайте новый слой выше фонового и прейдите в меню «Правка — Залить текстурой». Установите слою режим «Умножение» и непрозрачность близкую к 50%.

Сделайте копию слоя с облаками («Текстура облаков» ) и сделайте выделение из  альфа-канала. Залейте этот слой при помощи текстуры «Slate» при помощи инструмента «Плоская заливка». Измените режим смешивания слоя на «Перекрытие» и установите непрозрачность близкую к 40%. В итоге должно получиться что-то похожее на это:

Давайте сделаем небольшую тень от суши, это придаст карте большей глубины. У нас есть незадействованный коричневый слой с сушей. Создайте две копии этого слоя, включите их видимость, и перетащите под основной слой с сушей. Режим для копий установите «Умножение».

Для первой копии используйте фильтр «Гауссово размывание» с параметром около 60 пикслей и измените непрозрачность слоя примерно до 60%. Для второй копии нужен фильтр «Гауссово размывание» с параметром 10 пикселей и непрозрачность 80–90%. В итоге должно получиться так:

Теперь мы можем добавить дороги и города. Что касается последнего, в интернете можно найти множество abr-кистей с различными символами.

Для примера автор делает кисть самостоятельно при помощи эллиптического выделения и цвета #E4D48E.

Теперь нужно этой кистью на новом слое добавить города. Для того, чтобы они смотрелись реалистичней используйте 2–3 разных масштаба для кисти. Мелкие города и деревни можно добавлять при помощи обычной круглой кисти.

Время для добавления дорог и тропинок. Добавьте новый слой. При помощи инструмента «Контуры» добавьте извилистую дорогу от  одного города к другому, задевая небольшие населенные пункты.

На картинке ниже изменен цвет городов, чтобы их было лучше видно.

Когда контур готов можно перейти в меню «Правка — Обвести контур». Выберите ширину, например, в 3 пикселя. Нажмите на пункт «Стиль линии» и выберите тип пунктира: «Редкие точки». Теперь мы немного изменим этот тип. В окошке «Шаблон пунктира» есть возможность редактировать шаблоны простым нажатием на него.

Попробуйте создать вот такой пунктир:

После применения пунктира создайте выделения там, где пунктирная линия заходит на картинку города и удалите соприкасающиеся части пунктира. Совместите слой дороги и городов.

На новом слое нарисуйте пунктирную линию в 2 пикселя с прошлым шаблоном для второстепенных дорог.  Для того, чтобы удалить пересечения с главными дорогами перейдите на слой с главными дорогами и создайте выделение из  альфа-канала и увеличьте его на 4 пикселя (Выделение — Увеличить). Опять перейдите на слой с второстепенными дорогами и  нажмите Del на клавиатуре. Удалить выбор. Совместите этот слой с главными дорогами и городами.

Создайте еще один слой и несколько дорог. Но в этом случае используйте обводку в 1 пиксель и шаблон пунктира «Редкие точки». Опять же, удалите соприкасающиеся части и объедините слои.

Добавим еще один слой. На нем нарисуйте контуры следования судов по морю.

Обведите контуры цветом #6A3819 с использованием шаблона, который использовали для создания главных дорог.  Удалите соприкасающиеся части при помощи инструмента «Свободное выделение». Объедините слой с предыдущим слоем дорог.

Если города и дороги выглядят слишком ярко — это можно исправить просто понизив непрозрачность слоя до 80%. Также, можно применить фильтр «Гауссово размывание» с параметром 0,5 пикселей. Еще можно поиграться с режимами смешивания слоя: Перекрытие, Извлечение зерна или Рассеянный свет.

Теперь добавим небольшие улучшения. Создайте выделение из  альфа-канала на слое с городами и дорогами. Создайте под слоем с дорогами новый слой. Увеличьте выделение на 5 пикселей и заполните цветом земли (#6A3819). зменение режима на «Умножение». непрозрачность понизьте до 60% и убрав выделение примените фильтр «Гауссово размывание» с параметром 10 пикселей.

Всё готово? Теперь можно заняться посадками деревьев и гор с использованием кистей.

Создайте новый слой с режимом «Умножение». установите цвет переднего плана #6A3819 и рисуйте лес, горы и траву там, где считаете это нужным.

Выбрав кисть, чаще изменяйте её масштаб и угол наклона. Это можно сделать при помощи создания новой динамики рисования с зависимостями: «Размер». «Угол»  — «Случайность» .

При рисовании должна быть умеренность: деревьев и гор не должно быть слишком много, они не должны быть очень близко друг к другу. На этом же слое нужно нарисовать траву и переправы через реки.

Можете продублировать полученный слой, чтобы он стал темнее:

Мы можем поставить на карте нескольких зданий. Найдите соответствующие кисти и на новом слое с режимом «Умножение» добавьте дома. Продублируйте слой для создания более темного цвета. От домов и можно сделать внешнее свечение. Сделайте выделение из  альфа-канала слоя, создайте новый слой под ним и залейте более светлым цветом. Удалите выделение и размажьте этот слой фильтром «Гауссово размывание» с параметром 1–3 пикселя.

При помощи цвета земли, режима «Умножение» и кистей с кораблями можно добавить живости морю. Продублируйте слой с кораблями и поиграйтесь с непрозрачностью дубликата. Тут внешнее свечение тоже не будет лишним.

Теперь можно добавить возвышенности и низины. Для этого создайте новый слой с режимом «Перекрытие» между слоем с реками и  слоем с дорогами. Круглой кистью белого цвета с непрозрачностью 5–10% добавьте белые пятна там, где ходите создать возвышенности.

Для создания низин на этом же слое нужно работать круглой кистью с черным цветом.

После того, как рельеф создан пройдитесь по нему фильтром «Гауссово размывание» с такой настройкой, которая скроет явные переходы тонов. После применения фильтра части рельефа могут съехать в воду. Перейдите на слой с реками и сушей и создайте выделение из  альфа-канала этого слоя. Вернитесь на слой с рельефом, инвертируйте выделение и нажмите Del на клавиатуре. Выделение можно снять.

Добавим объема и морю. Для этого создайте новый слой над слоем с текстурой моря и примените фильтр «Плазма» с турбулентностью около 2. Обесцветьте этот слой и измените режим слоя на «Перекрытие». после чего понизьте непрозрачность до 35%.

После этого можете добавить еще один слой и применить к нему фильтр «Шум RGB» (Фильтры — Шум — Шум RGB). Установите все ползунки на максимум, а после применения обесцветьте слой, измените режим слоя на «Перекрытие» и понизьте непрозрачность до 30%. Если вам кажется, что шум слишком сильный — примените фильтр «Гауссово размывание» с параметром 0,5 пикселей.

Теперь нужно написать названия городов и улучшить еще несколько деталей. В панели «Слои» активируйте самый верхний слой и активируйте инструмент «Текст» .

Чтобы назвать город можно использовать цвет для дорог: #E4D48E. Как ни странно, тут хорошо подойдут шрифты семейства «Times». После того, как вы подпишите все названия городов — объедините текстовые слои воедино.

Если хотите подписать реку, и создать изогнутую надпись. в Гимпе нужно использовать инструмент «Контуры». Напишите название реки в непосредственной близости от того места, где вы хотите, затем нарисуйте контур, примыкающий к реке (должен быть такой же длинны, как и название).

Затем выберите инструмент «Текст» (контур больше не виден) и перейдите в меню «Слой — Тексту по контуру». В результате текст должен изогнуться. Создайте новый прозрачный слой и кликните в меню «Выделение — Из контура». Закрасьте выделение.

Перейдите на панель «Контуры» (Окна — Стыкуемые диалоги — Контуры) и отключите видимость контура с текстом. Снимите выделение и можете убрать видимость текстового слоя.

Когда все текстовые слои созданы и объединены, то мы можем сделать тень от них. Создайте выделение из  альфа-канал текстового слоя. Сделайте новы прозрачный слой под слоем с текстом и заполните его цветом земли. Установите режим смешивания «Умножение» и сняв выделение добавьте фильтр «Гауссово размывание» в 10 пикселей.

Вот и конец урока. Осталось посмотреть на карту свежим взглядом и покритиковать. Возможно где-то слои получились слишком светлыми, а  где-то  — темными. Возможно тени слишком сильные или, наоборот, их не хватает.

Это всё можно исправить при помощи работы с непрозрачностью слоев. Еще можно актировать инструмент «Ластик» и аккуратно подтереть некоторые лишние участки.